16+

по иску к ООО УЖКХ.rtf

 

 

Решение по гражданскому делу

 

№ 2-790/16

 

Р Е Ш Е Н И Е

 

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

11 февраля 2016 года                                          г. Петропавловск-Камчатский

 

Суд в составе председательствующего мирового судьи судебного участка № 7 Камчатского края ХХХХ, при секретаре ХХХХ., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ХХХХ <ФИО1> к ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» о защите прав потребителя,

 

УСТАНОВИЛ:

 

ХХХХ. предъявила в суде иск к ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» о защите прав потребителя.

В обоснование иск сослалась на то, что является собственником жилого помещения по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <АДРЕС>, где исполнителем коммунальных услуг является ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского». 21 февраля 2015 года ввиду технической неисправности общедомового прибора учета тепловой энергии данный прибор выведен из эксплуатации и с указанного времени расчет платы за услугу отопления производится по нормативу, а не по показаниям общедомового прибора учета, что повлекло начисление истице платы за отопление в летний период. Между тем, при наличии исправного прибора учета, плата за услугу отопления в летний период не подлежала бы начислению. В результате бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер по своевременному вводу общедомового прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию, истица понесла убытки в виде оплаты за услугу отопления в период с мая 2015 года по август 2015 года в размере 18 741 руб. 23 коп., которые просит взыскать с ответчика.

Истец ХХХХ в судебном заседании участия не принимала, со слов ее представителя ХХХХ, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, просила рассматривать дело в ее отсутствие, с участием представителя ХХХХ

Представитель истца ХХХХ действующая на основании доверенности с полным объемом прав, в состоявшихся по делу судебных заседаниях уточнила размер исковых требований, просила взыскать с ответчика в пользу истца сумму, фактически уплаченную за услугу отопления согласно квитанциям на оплату жилищно-коммунальных услуг: за май 2015 года - 4 990 руб. 01 коп., за июнь 2015 года - 4 990 руб., за июль 2015 года - 5 402 руб. 87 коп., за август 2015 года - 5 402 руб. 87 коп. Кроме того, просила взыскать с ответчика штраф, предусмотренный Законом РФ «О защите прав потребителей», за отказ в добровольном порядке удовлетворения требования потребителя в размере 50% от взысканной в пользу истца суммы.

Представитель ответчика ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» ХХХХ, действующая на основании доверенности, в судебных заседаниях иск не признала. Полагала, что действия ответчика по начислению платы за услугу отопления основаны на требованиях действующего законодательства, в соответствии с которыми при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии начисление платы за отопление производится по показаниям прибора учета, а при его отсутствии - исходя из норматива потребления, установленного постановлением градоначальника г. Петропавловска-Камчатского от 28 февраля 2005 года № 195, при этом расчетный период равен 12 месяцам. Указала, что общедомовой прибор учета тепловой энергии действительно был выведен из эксплуатации 21 февраля 2015 года из-за неисправности средств измерения (переток ГВС в систему центрального отопления). Государственной жилищной инспекцией Камчатского края 4 сентября 2015 года было выдано предписание о необходимости принятия мер по установке общедомового прибора учета тепловой энергии в срок до 2 ноября 2015 года. 27 ноября 2015 года прибор учета введен в эксплуатацию. Обратила внимание на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 «О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя» для ввода прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию требуется наличие почасовых (суточных) ведомостей непрерывной работы узла учета в течение 3 суток (для объектов с горячим водоснабжением - 7 суток). В летний период, ввиду отсутствия отопления, составление таких ведомостей невозможно, а следовательно, введение узла учета в эксплуатацию также не представлялось возможным. Причины, по которым прибор учета тепловой энергии не введен в эксплуатацию до окончания отопительного периода 2015 года, назвать затруднилась.

Третье лицо ПАО энергетики и электрификации «Камчатскэнерго» извещено о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание представителя не направило, о причинах его неявки не уведомило.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за тепловую энергию.

На основании ч.ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

В соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354, при отсутствии коллективного (общедомового), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета во всех жилых или нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги.

В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

В Петропавловск-Камчатском городском округе норматив потребления населением коммунальных услуг утвержден постановлением градоначальника от 28 февраля 2005 года № 195 «Об утверждении цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Петропавловск-Камчатском городском муниципальном образовании», который установлен на весь календарный год.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

В силу ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации (п. 5 ч. 1.1 ст. 161 ЖК РФ).

В соответствии с подп. «к» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В судебном заседании установлено, что ХХХХ является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, ул. <АДРЕС>, д. 51, кв. 35, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от <ДАТА11> (л.д. 6), при этом управление указанным многоквартирным домом с 1 мая 2010 года осуществляет ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», что подтверждается копией договора управления многоквартирным домом <НОМЕР> от <ДАТА13>

Указанный многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии, который в период с 21 февраля 2015 года по 26 ноября 2015 года являлся неисправным, что подтверждается копией акта сбоя в работе приборов учета и контроля тепловой энергии от 21 февраля 2015 года (л.д. 47), копией акта (повторной) периодической проверки узла учета тепловой энергии от 27 ноября 2015 года (л.д. 43), и никем в судебном заседании не оспаривалось.

Предписанием Государственной жилищной инспекции Камчатского края от <ДАТА4> <НОМЕР> на ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского», в целях повышения уровня энергосбережения, уменьшения размера платы собственников помещений за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме <НОМЕР> по ул. <АДРЕС> в г. Петропавловске-Камчатском, возложена обязанность принять меры по установке общедомового прибора учета тепловой энергии (л.д. 25).

Постановлениями администрации Петропавловск-Камчатского городского округа от 31 мая 2015 года № 1323 и от 29 сентября 2015 года № 2287 установлен срок окончания отопительного периода 2014-2015 года в Петропавловск-Камчатском городском округе - 1 июня 2015 года; срок начала отопительного периода 2015-2016 года - 1 октября 2015 года.

            Как установлено в судебном заседании, в период неисправности общедомового прибора учета тепловой энергии истцу плата за услугу отопления начислялась по нормативу потребления, что никем в судебном заседании не оспаривалось и дополнительно подтверждается копиями квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг за период с мая по август 2015 года. Плата за отопление в период с мая по август 2015 года истцом внесена в полном объеме, что подтверждается квитанциями на оплату жилищно-коммунальных услуг и копией карточки абонента <НОМЕР> (л.д. 7-10, 29-31, 42-43).

Поскольку действующим законодательством установлен порядок расчета платы за коммунальную услугу отопления при отсутствии общедомового прибора учета тепловой энергии и не установлен порядок расчета платы за данную услугу при выходе из строя общедомового прибора учета, суд приходит к выводу, что в случае выхода из строя общедомового прибора учета тепловой энергии расчет платы за отопление должен производиться также в соответствии с данным порядком, то есть по нормативу.

Учитывая, что ответчиком данный порядок начисления платы за отопление в период выхода из строя общедомового прибора учета тепловой энергии был соблюден, суд приходит к выводу, что уплаченная истцом стоимость услуги отопления за май 2015 года - 4 990 руб. 01 коп., за июнь 2015 года - 4 990 руб., за июль 2015 года - 5 402 руб. 87 коп., за август 2015 года - 5 402 руб. 87 коп. возврату не подлежит.

Доводы представителя истца о том, что ответчик бездействовал и не принимал мер по своевременному вводу общедомового прибора учета тепловой энергии в эксплуатацию, заслуживают внимания, поскольку данные доводы ответчиком опровергнуты в судебном заседании не были, однако данное обстоятельство само по себе не может являться основанием для вывода о том, что истцом были понесены убытки на сумму оплаты стоимости услуг отопления в период с мая по август 2015 года по следующим основаниям.

Анализ нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления жилищно-коммунальных услуг, порядок начисления и оплаты за жилищно-коммунальные услуги, позволяет сделать следующие выводы.

При установлении норматива потребления коммунальной услуги отопления, в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306, учету подлежат конструктивные и технические параметры многоквартирного дома, степень его благоустройства, в норматив потребления включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной услуги (п.п. 4, 10, 26 Правил). При этом, норматив потребления применяется к расчетам в течение года и плата за услугу распределяется равномерно в течение года.

В то же время, при оплате за услугу отопления по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии плата за предоставленный ресурс распределяется в году неравномерно, плата за отопление вносится в течение отопительного периода, ее размер может изменяться, что связано с климатическими особенностями региона, в том числе, перепадом температур воздуха в различные времена года.

Вместе с тем, в соответствии с ч. 1 ст. 153, ч. 4 ст. 154 ЖК РФ граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе плату за отопление.

Таким образом, истец несет обязанность по внесению платы за услугу отопления, которая, согласно действующего законодательства, рассчитывается по нормативу потребления либо по показаниям прибора учета коммунального ресурса.

В судебном заседании установлено, что спора относительно качества предоставленной истцу услуги отопления между сторонами нет.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что законодательство о защите прав потребителей не освобождает потребителя коммунальных услуг от обязанности доказывания размера причиненных ему убытков, суд приходит к выводу, что, обращаясь в суд с иском о взыскании с ответчика убытков в сумме понесенных расходов на оплату услуг отопления в период с мая по август 2015 года, истец не представила доказательств, что начисление платы за отопление по нормативу потребления привело к уплате за данную услугу в большем размере, чем данная услуга могла быть оплачена при условии ее учета по фактическому потреблению с использованием общедомового прибора учета тепловой энергии.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчика в пользу истца убытков в сумме понесенных расходов на оплату услуг отопления в период с мая по август 2015 года в размере 20 785 руб. 75 коп. не имеется, а потому суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении данных требований истца.

Кроме того, требование истца о взыскании с ответчика суммы в размере 4 990 руб. 01 коп., оплаченной истцом за отопление в мае 2015 года, не подлежит удовлетворению в том числе и по тому основанию, что отопительный сезон 2014-2015 года завершен только 1 июня 2015 года, соответственно фактически предоставленная истцу в мае 2015 года услуга отопления подлежала оплате.

Поскольку истцу отказано в удовлетворении основного требования, у суда не имеется оснований и для удовлетворения производного требования о взыскании штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя.

 

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 

РЕШИЛ:

 

В удовлетворении иска ХХХХ <ФИО1> к ООО «УЖКХ г. Петропавловска-Камчатского» о взыскании убытков в размере 20 785 руб. 75 коп., штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя, отказать в связи с необоснованностью исковых требований.

 

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Петропавловск-Камчатский городской суд Камчатского края через мирового судью в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 

Мотивированное решение суда изготовлено 16 февраля 2016 года.

 

Председательствующий ХХХХ

 

Верно:

Мировой судья ХХХХ

 

 

Источник: http:// sudact.ru





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word