16+

Основные права потребителей при покупке и использовании смарт-устройств

Основные права потребителей при покупке и использовании смарт-устройств

         В настоящее время нет законодательного определения «смарт-устройства». В целом же смарт-устройство можно определить, как электронное устройство, имеющее возможность подключения к другим устройствам и сетям передачи данных через беспроводные способы доступа, такие как Bluetooth, NFC, Wi-Fi, 3G и т.д. Смарт - устройства могут работать в интерактивном режиме, автономно и применяться в различных сферах жизни. К смарт – устройствам традиционно относится так называемая «умная электроника»: смартфоны, носимые фитнес-трекеры, голосовые помошники, «умные» телевизоры, часы, розетки и т.п. Такие смарт – продукты отличаются тем, что они являются технически сложными товарами, как правило, имеют сенсорный экран, выполняют две и более функции. Обязательно имеют функции подключения к Интернету, непосредственно получают, собирают и отправляют самые различные данные о потребителях и потребительском поведении и могут применяться в различных сферах повседневной жизни.

         Так как данные устройства относятся к технически сложным товарам, то будут применяться нормы и особенности защиты прав потребителей при продаже именно таких товаров. Особенности продажи смарт-устройств установлены разделом 4 «Правил продажи отдельных видов товаров» утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55, а основные права потребителей при покупке смарт-устройств установлены в Законе РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

         При заключении договора купли – продажи смарт-устройств, потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе, исполнителе, продавце, реализуемых им товарах, а также право на безопасный и качественный товар. Данная информация в наглядной и доступной форме доводится до сведения потребителей на русском языке. Также продавец должен предоставлять потребителю понятную и доступную информацию, поскольку не всегда потребитель обладает специальными техническими познаниями о функциях смарт-устройств, показателях их работы.

         Потребитель имеет право на то, чтобы смарт – устройства при обычных условиях их использования, хранения, транспортировки и утилизации были безопасны для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причиняли вред его имуществу. Также потребитель имеет право на приобретение качественных смарт-устройств, чтобы они соответствовали обязательным требованиям; условиям договора (например – характеристики сети передачи данных 3G, 4G, качество видеокамеры, если она установлена в устройстве  и другие); обычно предъявляемым требованиям и пригодности для целей, для которых товар обычно используется (например – фитнес браслет с отслеживанием ритмов сердцебиения); целям о которых продавец был поставлен в известность потребителем (например – браслет для занятия плаванием); образцу (описанию) при продаже товара по образцу (описанию).

Существуют основные нормы, регулирующие ответственность за нарушение прав потребителей при продаже смарт - устройств:

- в случае непредоставления потребителю информации о товаре при заключении договора у потребителя возникает право отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения иных убытков, в том числе убытков причиненных жизни, здоровью или имуществу потребителя (ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»);

- в случае нарушения прав на безопасность товара потребитель вправе потребовать полного возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности товара (ст. 7 Закона «О защите прав потребителей»);

- в случае продажи товара ненадлежащего качества потребитель вправе заявить требования, установленные ст. 18 Закона «О защите прав потребителей». При том, так как смарт – устройства являются технически – сложными товарами, то требование о расторжении договора купли – продажи и возврате денежных средств, а также о замене товара на другой товар в связи с выявленными недостатками могут быть заявлены потребителем в течение 15 дней с момента приобретения только в том случае если в товаре проявился недостаток; по истечение 15 дней со дня передачи товара только  в установленных законом «О защите прав потребителей» случаях, а именно: - обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Важным вопросом является возможность возврата смарт – устройства надлежащего качества (то есть, не имеющего недостатки), но не подошедшего потребителю по каким – либо характеристикам. В этих ситуациях нужно помнить, что смарт-устройства входят в перечень товаров надлежащего качества, которые не подлежат возврату и обмену на аналогичный товар. Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 № 55 (п. 11 Перечня).

Поскольку все смарт-устройства имеют доступ к сети передачи данных и являются устройствами связи, поэтому подтверждение соответствия таких устройств требованиям законодательства оформляется путем получения декларации о соответствии. Отдельные требования установлены к зарядным устройствам или аккумуляторам, входящим в комплектацию смарт-устройства. Нужно помнить, что смарт-устройство, надлежащим образом прошедшее проверку его соответствия установленным требованиям, должно иметь документ о таком подтверждении (декларация или сертификат), кроме того, на данное устройство или прилагаемые к нему документы должен быть нанесен единый знак обращения продукции на рынке государств – членов Таможенного союза.

Для того чтобы смарт-устройство работало надлежащим образом, необходимо его подключение к сети передачи данных. В связи с чем потребитель должен заключить договор об оказании услуг связи.

Доступ к передаче данных может быть осуществлен через сим-картулибо иными способами (например подключение по сети Wi-Fi). Договор может быть подключен на постоянной основе, а также путем разового доступа к сети. В связи с чем, в процессе использования смарт-устройства, потребитель имеет право на качественные услуги связи.

Поскольку смарт-устройства используют различные приложения, при установке которых запрашивается согласие потребителя на использование его данных, рекомендуется внимательно ознакомиться с правилами, которые размещают для ознакомления производители приложений. Нужно помнить, что при использовании смарт-устройств они могут собирать информацию о персональных данных пользователя, иную конфиденциальную информацию, а также сведения об увлечениях, интересах потребителя.

Таким образом, главным трендом роста потребительского рынка в последнее время становится цифровизация общества, появление культуры не только оплаты услуг и товаров онлайн, но и активное использование новых технологий распознования лиц и отпечатков пальцев, геолакационных и облачных сервисов, связанных между собой цифровых продуктов и смарт-устройств, виртуальных помошников, обладающих искусствнным интеллектом. По мере того, как все больше людей подключаются к Интернету во всех уголках планеты, смарт-устройства вскоре станут повседневной реальностью для потребителей вовсем мире, что ознаменует коренное изменение процесса взаимодействия людей с умной электроникой, носимыми гаджетами и продвинутыми услугами.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word Теги Защита прав потребителей