16+

Возврат товара купленного дистанционно через Интернет

Возврат товара купленного дистанционно через Интернет

 

При дистанционном способе продажи товаров договор розничной купли-продажи заключается на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара в каталогах, проспектах, буклетах либо с представленным на фотоснимках или с использованием средств связи, в том числе Интернета, или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара при заключении такого договора (п. 2 ст. 497 ГК РФ; п. 1 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее – Закон); п. п. 2, 17 Правил продажи товаров дистанционным способом,утв. Постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 (далее - Правила).

Потребитель вправе вернуть продавцу товар, приобретенный дистанционным способом. Если товар приобретен дистанционно и он оказался некачественным, то потребитель имеет те же права, что и при обычной покупке товара (п. 5 ст. 26.1 Закона).

Потребитель вправе отказаться от заказанного дистанционно товара (п. 4 ст. 26.1 Закона; п. 21 Правил):

- в любое время до его передачи;

- в течение семи дней после передачи товара;

- в течение трех месяцев с момента передачи товара, если в момент его доставки вам не была предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата товара.

В указанные сроки вернуть товар надлежащего качества продавцу можно, если соблюдены следующие условия (абз. 3, 4 п. 4 ст. 26.1 Закона; абз. 3, 4 п. 21 Правил; п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17):

а) сохранены товарный вид, потребительские свойства товара, а также имеется документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. В то же время отсутствие такого документа не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца. В частности, подтверждающим документом может быть выписка по банковскому счету потребителя, содержащая сведения о получателе платежа, перечисленной сумме и иные сведения, позволяющие идентифицировать покупку;

б) товар не имеет индивидуально-определенных свойств, в силу которых он может быть использован исключительно потребителем который заказал этот товар.

 

Прежде чем вернуть товар потребитель должен ознакомиться с информацией о порядке возврата товаров, переданной  продавцом в момент доставки товара или размещенной на официальном сайте продавца. В составе такой информации часто содержится образец (бланк) заявления о возврате товара, а также указываются способы его представления продавцу, а также способы возврата товара.

При возврате покупателем товара должна быть составлена накладная или акт о возврате товара. Отказ или уклонение продавца от составления накладной или акта не лишают покупателя права требовать возврата уплаченной им суммы (п. 33 Правил).

Целесообразно при подаче заявления и возврате товара пользоваться способами, которые позволят потребителю (например, в случае судебного спора) подтвердить обращение к продавцу. Например, это может быть возврат через курьера или пункт самовывоза (выдачи) товара, пересылка отправления по почте с уведомлением о вручении и описью вложения (пп. "б" п. 10 Правил, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234).

При возврате товара продавец обязан вернуть потребителю денежные средства, за исключением расходов продавца на доставку возвращенного потребителем товара, не позднее 10 дней со дня предъявления указанного требования (п. 4 ст. 26.1 Закона; п. 21 Правил).

Если возврат суммы, уплаченной покупателем, осуществляется не одновременно с возвратом им товара, указанная сумма возвращается продавцом с согласия покупателя одним из следующих способов (п. 34 Правил):

- наличными денежными средствами по месту нахождения продавца;

- почтовым переводом;

- путем перечисления на банковский или иной счет покупателя, указанный покупателем.

Расходы на осуществление возврата суммы, уплаченной покупателем, несет продавец (п. 35 Правил).

Следует учитывать, что оплата товара покупателем путем перевода средств на счет третьего лица, указанного продавцом, не освобождает продавца от обязанности вернуть уплаченную покупателем сумму при возврате им товара (п. 36 Правил).

         При отказе продавца разрешить вопрос в добровольном порядке потребитель может обратиться  в суд.

Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

               - жительства или пребывания истца;

               - заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

Также потребитель может потребовать от продавца компенсации морального вреда (ст. 15, п. 1 ст. 17 Закона).

При удовлетворении судом требований о взыскании денежных средств, которые не были выполнены продавцом добровольно, суд взыскивает с продавца штраф в размере 50% присужденной потребителю суммы (п. 6 ст. 13 Закона N 2300-1; п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 17).

При удовлетворении иска суд по ходатайству потребителя может полностью или частично взыскать с ответчика заявленные потребителем судебные расходы, в том числе расходы на оплату услуг представителя, почтовые расходы, связанные с производством по делу (ч. 1 ст. 88, ст. 94, ч. 1 ст. 98, ч. 1 ст. 100 ГПК РФ; п. п. 2, 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21.01.2016 N 1).





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word