16+

Принудительное страхование заемщика при кредитовании

Принудительное страхование заемщика при кредитовании 

Что делать, если человек, решивший взять кредит, лишен выбора застраховать свою жизнь и здоровье в компании, не указанной банком, или лишен возможности оплатить услугу страхования сразу, собственными средствами? 

Это важно знать! 

  • Есть только одна страховка, предусмотренная законом — страхование залога (имущества — квартиры или машины). Банк не вправе навязать страхование, но в силу 343 ст. ГК РФ заемщик обязан застраховать залог. За свой счет. А страхование жизни — это право заемщика. 

Страхование жизни и здоровья заемщика — что это такое? Это часть комплексного договора страхования, а именно – страхование утраты трудоспособности заемщика, которое кроме этого, включает страхование приобретаемого в кредит имущества и, возможно, титульное страхование.  

Этот вид страхования обязательным не является. Как бы банк на нем ни настаивал, вы имеете полное право отказаться. 

  • Банк не имеет права отказывать в кредите, если потребитель не хочет страховать именно жизнь и здоровье. Но при этом потребитель обязан застраховать залог (квартиру или машину), или предоставить справку с работы, подтверждающую доходы, или привести поручителя. Если залога, поручителей или справки о доходах нет, банк имеет право отказать в выдаче кредита на законных основаниях. (Как вариант, кредит будет одобрен, но под повышенную процентную ставку).  

  • Банк может предложить свою страховую компанию. Но при этом, если заемщика не устраивают тарифы, он волен заключить договор страхования с любой другой страховой компанией, и банк не вправе отказать ему в выборе страховой.  

  • Пункт о страховании в договоре незаконен. Страхование должно быть отражено в дополнительном приложении, в договоре страхования. 

Что делать, если в договоре есть пункт о страховании жизни? 

Договор страхования — публичная оферта. Ознакомившись с договором и увидев там пункт о страховании жизни, вы должны, не подписывая договор, незамедлительно высказать недовольство этим пунктом. 

Спросите у сотрудников банка, какие дальнейшие действия? У разных банков разные схемы действий. Возможно, вам предложат заполнить соглашение о разногласиях и внесут изменения в договор. 

Если вы подписали договор и после подписания поняли, что это со стороны банка незаконно, ваши действия должны быть следующими: 

Напишите претензию в банк. В течение 10 дней банк должен отправить вам официальный ответ на вашу претензию. Если нет ответа или получен официальный отказ, подайте исковое заявление в суд. Один из ваших главных аргументов — статья 168 ГК РФ, согласно которой положение договора, обязывающее потребителя страховаться, ничтожно в силу закона. Срок, в течение которого можно подавать иск в суд, составляет три года с момента подписания договора. 





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word