16+

Порядок защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг

Защита нарушенных жилищных прав потребителей осуществляется судом (ч. 1 ст.11 ЖК РФ).

Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных ЖК РФ, другим федеральным законом. Это решение можно обжаловать в судебном порядке (ч.2 ст.11 ЖК РФ).

Если в суде будет доказано, что управляющая организация нарушила права потребителей, потому что неверно поняли те или иные нормативные документы, то их обяжут компенсировать все затраты истцов.

Если же будет доказано, что они сознательно нарушили законы и нормативные акты, то помимо полной компенсации и устранения нарушений, возможно возбуждение уголовного дела о мошенничестве, которое подразумевает реальные сроки заключения.

Обратите внимание: в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей» в случае доведения дела до суда кроме указанной суммы иска управляющей организации придется возместить моральный вред, штраф (50% от взысканной судом суммы), госпошлину, а также оплатить услуги юриста по оказанию помощи в ведении дела.

Для защиты своих нарушенных прав потребитель должен в любой ситуации в первую очередь обратиться письменно в организацию, которая управляет многоквартирным домом. В случае непосредственного управления домом - к исполнителю жилищных или коммунальных услуг, соответственно - подрядной организации, осуществляющей работы по содержанию общего имущества и ресурсоснабжающую организацию.

К написанию обращения в управляющую организацию необходимо подойти максимально внимательно и ответственно, ведь от этого зависит - сможете ли вы добиться поставленной цели или получите формальную отписку. Рекомендуем следующий алгоритм написания:

1) в правом верхнем углу указываете реквизиты организации (адрес и название), куда вы обращаетесь;

2) затем указываете Ф.И.О., адрес и контактный телефон;

3) отступив от написанного на одну строку, пишете в центре: "Жалоба" ("Претензия", "Заявление" и т.п.);

4) далее с новой строки излагаете суть обращения (постарайтесь уложиться на одной, максимум двух страницах) с указанием ссылок на все известные вам нормативные документы по данной теме;

5) приводите перечень ваших требований;

6) далее пишете: "Ответ прошу дать письменно в _________" (указать срок ответа надо со ссылкой на законодательство);

7) определяете способ получения информации (посредством почтового отправления или выдачи лично потребителю).

В конце обязательно надо расписаться и указать дату, иначе обращение будет считаться анонимным и рассмотрено не будет.

Обратите внимание: по каждой проблеме надо писать отдельное обращение. Если свалите в одну кучу все, что не делает управляющая организация в доме, то достаточно сотруднику этой управляющей организации ответить на самый незначительный вопрос, и любыми контролирующими органами будет считаться, что ответ на обращение получен.

В случае систематических нарушений Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 27.03.2018) "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" содержания общего имущества вмногоквартирным домом претензию следует адресовать руководителю управляющей организации. В этот же адрес первоначально надо обращаться в случае систематического невыполнения условий договора управления или неправильных начислений платы за жилищно-коммунальные услуги.

Если эти обращения не принесли результата - обращайтесь в контролирующие органы.

Электронные и письменные запросы, а также копии ответов потребителям хранятся в управляющей организации на электронном и бумажном носителях не менее трех лет.

Для потребителя важно знать следующее.

- управляющие организации, ТСЖ, кооперативы не обязаны предоставлять копии запрашиваемых документов.

- Если запрашиваемая вами информация в полном объеме раскрыта на официальном сайте управляющей компании в Интернете, то в ответ вы получите только адрес указанного сайта. Поэтому при необходимости в письменном запросе укажите, что у вас нет доступа к Интернету. Тогда управляющая организация не сможет вам отказать.

 

- Затем жалобу на отказ управляющей организацией в предоставлении информации можно направить в Государственную жилищную инспекцию или прокуратуру.





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word