16+

О Государственном надзоре, полномочиях или правах, которыми законодательство наделило государственные органы и общественные организации в целях защиты прав потребителей в финансовой сфере

О Государственном надзоре, полномочиях или правах, которыми законодательство наделило государственные органы и общественные организации в целях защиты прав потребителей в финансовой сфере

 

Государственный надзор за соблюдением финансовыми организациями прав потребителей их услуг, в том числе на основании жалоб потребителей, возложен законодательством на Банк России (наряду с другими его полномочиями регулятора финансового рынка) и на Роспотребнадзор (наряду с его полномочиями по защите прав потребителей в иных секторах потребительского рынка). До недавнего времени они же, наряду с судами, обеспечивали от имени государства защиту прав потребителей финансовых услуг по их обращениям. Но с вступлением в силу Федерального закона от 04.06.2018 N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг", не исключающий необходимости своего обращения в суд, чтобы обеспечить себе такое право, должен сначала обратиться к финансовому уполномоченному. Решение уполномоченного, принятое в пользу потребителя, будет обязательным для исполнения финансовой организацией. Если же такое решение потребителя не устроит, факт предварительного обращения к уполномоченному даст ему право обратиться в суд. Поэтому обращение в другие органы за защитой своих прав в отношении тех финансовых услуг, которые уже подпали под юрисдикцию финансового уполномоченного, для потребителя потеряло смысл.

Органы исполнительной власти регионов и органы местного самоуправления не наделены надзорными полномочиями в этой сфере, но вправе помогать потребителям в их спорах с исполнителями таких услуг консультациями и поддержкой в судах. Нельзя сказать, что эти органы власти активно пользуются такими правами в отношении финансовых услуг, поскольку, как правило, не располагают необходимыми для этого специалистами, да и потребителям финансовых услуг не часто приходит в голову обращаться к ним со своими проблемами.

Теми же правами наделены и общественные объединения потребителей, их ассоциации и союзы, которые, кроме того, вправе участвовать в разработке обязательных требований, осуществлять общественный контроль и вносить в органы власти и организации предложения, направленные на повышение защищенности прав потребителей. Среди таких объединений можно выделить: КонфОП (правопреемницу Федерации обществ потребителей СССР), СПРФ, объединяющий региональные и специализированные общественные объединения потребителей, в том числе ведущий в финансовой сфере ФинПотребСоюз. Эти организации публично выступают с инициативами по совершенствованию законодательства, активно занимаются потребительским и финансовым просвещением граждан, видимо, поэтому к их помощи потребители финансовых услуг обращаются весьма часто.

Ниже перечислены полномочия или права, которыми законодательство наделило эти государственные органы и общественные организации в целях защиты прав потребителей в финансовой сфере.

Полномочия Банка России:

- оценивать состояние регулирования всех видов массовых финансовых услуг с точки зрения защиты прав их потребителей и готовить предложения по внесению изменений в нормативные правовые акты;

- рассматривать жалобы и обращения потребителей финансовых услуг;

- применять меры принуждения к финансовым организациям в случае нарушения ими прав потребителей своих услуг;

- осуществлять экспертизу стандартов саморегулируемых организаций участников рынков финансовых услуг с точки зрения защиты прав потребителей этих услуг;

- разрабатывать и осуществлять программы повышения финансовой грамотности и информированности населения об институтах и инструментах рынков финансовых услуг.

В структуре Банка России имеется Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг, на которую приходится основная нагрузка по работе с обращениями граждан в Банк России. В составе Службы созданы два управления по обработке обращений, шесть территориальных управлений Службы, а также отделы в Казани, Орле и Республике Крым, которые осуществляют защиту прав потребителей финансовых услуг в федеральных округах и отдельных регионах РФ. В Центральном федеральном округе такую деятельность в основном осуществляет центральный аппарат, в котором имеются, в частности, управления поведенческого надзора в сфере финансовых услуг и поведенческого надзора за деятельностью профессиональных кредиторов, а также управления финансовой грамотности, регулирования, методологии и анализа рисков финансовой доступности.

Когда в январе 2017 года Банк России вступил в Международную организацию по защите прав потребителей финансовых услуг (International Financial Consumer Protection Organization, FinCoNet), Служба была назначена ответственным подразделением по взаимодействию с этой организацией. Контакты Службы для направления обращений и для получения консультаций можно найти на официальном сайте Банка России: www.cbr.ru.

Полномочия финансового уполномоченного:

- рассматривать обращения потребителей финансовых услуг об удовлетворении требований имущественного характера, предъявляемых ими к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги в сферах, определенных Советом директоров Банка России;

- прекращать рассмотрение обращения потребителя финансовых услуг в установленных законом случаях;

- до принятия решения по обращению на основании имеющихся сведений направлять финансовой организации, к которой предъявляются требования, иным финансовым организациям свои предложения об урегулировании спора и осуществлять необходимые действия, направленные на урегулирование спора между его сторонами, в том числе в случае, если спор затрагивает интересы нескольких финансовых организаций;

- по результатам рассмотрения обращения принимать решение о его полном или частичном удовлетворении, обязательное для исполнения финансовой организацией, в адрес которой оно вынесено, или решение об отказе в его удовлетворении с разъяснением заявителю указанного решения и его прав потребителя финансовых услуг;

- в случае неисполнения финансовой организацией его решения, вступившего в силу, либо условий соглашения, заключенного с его участием, выдать потребителю финансовых услуг удостоверение, являющееся исполнительным документом;

- взаимодействовать с финансовыми организациями в целях исполнения своих полномочий, связанных с рассмотрением обращений потребителей финансовых услуг;

- в случаях, когда финансовая организация, включенная в реестр, неоднократно в течение одного года не исполняла или исполняла ненадлежащим образом обязанности, предусмотренные Законом о финансовом уполномоченном, размещать на своем официальном сайте информацию о фактах неисполнения или ненадлежащего исполнения ею этих обязанностей, а также обращаться в Банк России с предложением о применении в отношении ее мер, предусмотренных федеральными законами.

Полномочия Роспотребнадзора:

- организовывать и проводить проверки соблюдения исполнителями финансовых услуг обязательных требований к ним и предписаний должностных лиц Роспотребнадзора и соответствия оказываемых ими услуг обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность этих услуг для жизни и здоровья потребителей и предупреждающим действия, вводящие потребителей в заблуждение, и предотвращающим причинение вреда имуществу потребителей;

- применять меры пресечения нарушений обязательных требований, выдавать предписания исполнителям финансовых услуг о прекращении нарушений прав потребителей;

- направлять материалы о нарушении прав потребителей в Банк России для решения вопроса о приостановлении действия или о досрочном аннулировании разрешения на оказание соответствующих финансовых услуг;

- систематически наблюдать, анализировать и прогнозировать исполнение финансовыми организациями обязательных требований в области защиты прав потребителей соответствующих услуг при осуществлении своей деятельности, в том числе осуществлять статистическое наблюдение, учет и анализ случаев причинения вреда потребителям вследствие недостатков оказываемых услуг, включая предоставление потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации об оказываемых услугах;

- ежегодно проводить анализ и оценку эффективности федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей финансовых услуг;

- выдавать предписания о прекращении нарушений прав потребителей и обязательных требований, об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий, направленных на предотвращение причинения вреда личности и имущественным интересам потребителей;

- составлять протоколы об административных правонарушениях, рассматривать дела о таких правонарушениях и принимать меры по их предотвращению;

- направлять в уполномоченные органы материалы по нарушениям финансовыми организациями обязательных требований для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;

- обращаться в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации финансовой организации за неоднократное или грубое нарушение прав потребителей;

- давать по своей инициативе либо по запросу суда или заинтересованного органа исполнительной власти официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей финансовых услуг.

Помимо центрального аппарата, включающего управление по защите прав потребителей, Роспотребнадзор имеет свои территориальные управления во всех субъектах РФ, которые исполняют перечисленные выше полномочия Роспотребнадзора в своих регионах. Их контакты нетрудно найти на официальном сайте ведомства: www.rospotrebnadzor.ru, как и контакты для обращений непосредственно в Роспотребнадзор.

Права органов местного самоуправления:

- рассматривать обращения потребителей финансовых услуг, консультировать их по вопросам защиты прав потребителей;

- обращаться в суды в защиту прав конкретных потребителей или их неопределенного круга;

- разрабатывать муниципальные программы по защите прав потребителей.

Но эти органы обязаны при выявлении по обращению потребителя услуг финансовой организации, опасных для имущества потребителей, незамедлительно извещать об этом Банк России и (или) Роспотребнадзор.

Права общественных объединений потребителей, их ассоциаций и союзов:

- участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей финансовых услуг, в том числе устанавливающих обязательные для них требования;

- проводить независимую экспертизу безопасности и качества финансовых услуг, а также достоверности информации о них, представляемой исполнителями;

- осуществлять общественный контроль за соблюдением прав потребителей финансовых услуг и направлять в органы государственного надзора и органы местного самоуправления информацию о выявленных фактах их нарушения для проведения проверки этих фактов и принятия мер по пресечению выявленных нарушений;

- участвовать в проведении экспертиз по фактам нарушений прав потребителей финансовых услуг в связи с их обращениями;

- распространять информацию о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав, а также о результатах сравнительных исследований качества услуг;

- вносить в органы прокуратуры и федеральные органы исполнительной власти материалы о привлечении к ответственности страховщиков, нарушающих права потребителей финансовых услуг;

- обращаться в суды с заявлениями в защиту прав конкретных потребителей финансовых услуг или их неопределенного круга;

- участвовать совместно с Роспотребнадзором в формировании открытых общедоступных государственных информационных ресурсов в области защиты прав потребителей финансовых услуг.

Далее, опираясь на собственную официальную информацию основных институтов правоприменения, мы опишем, как эти институты защищают права потребителей в мире финансов.

 





Версия для печати Версия для печати Версия для MS Word Версия для MS Word